afr-07-2020

Удивительно, но многие языки Черной Африки не имеют слова «ритм»! Единая ритмическая традиция, ставшая матерью для латиноамериканской и афроамериканской традиций, считала ритм не просто одной из составляющей музыки, а самой основой мироздания. Он также символизировал эмоциональные отношения между людьми, а поэтому африканский ритм это прежде всего полиритмия и радость общения.

Африканская музыка очень ритмична и состоит из сложных рисунков, в которых один ритм часто противостоит другому как призыв и ответ на призыв. Причем основной ритмический паттерн, как правило, служит основой для импровизации, а разные части музыки необязательно сочетаются так, чтобы это было приятно на слух. Игра одновременных контрастных ритмов является отличительной характеристикой африканской музыки, в отличии от полифонии музыки Европы. В перекрестном ритме одна схема «опровергается» встречной, что является порождающим противоречием и основным принципом африканской музыки. Как тут не вспомнить брейк-данс! Своеобразная борьба ритмов понималась африканскими музыкантами как эмоциональная подготовка к борьбе в реальной жизни. Впрочем, именно поэтому ритм и не отделялся ими от реальной жизни.

Специально для этого были придуманы несколько инструментов: Ngoni, Kora, Mbira, Kalimba. Наиболее распространен полиритм 3:2, который является основой для всей полиритмии Черной Африки, синкопирование, поперечные удары и остинаты из двух или более ритмических рисунков, узоров или фраз одновременно. Но, главное, что все они принадлежат к одной фигуре.

Статьи