Back to the top

Чувство ритма

Знаете ли вы какое чувство почти невозможно развить?

Это чувство юмора.

Мы же будем говорить о чувстве ритма, которое прекрасно поддается развитию во всех областях. Даже если вам кажется, что попасть в такт или в музыку в танце для вас никогда не станет возможно, это не так. Чувство ритма поддается развитию в любой стадии, в любом возрасте и даже тогда, когда оно совершенно отсутствует. Исходя из педагогической практики можно даже выделить несколько типичных стадий, характерных для большинства людей, специально занятых развитием своего чувства ритма.

На первой стадии ученик начинает слышать свои собственные отклонения от темпа во время исполнения ритмических упражнений. На второй стадии ученик способен вернуться в точное попадание при отклонении от темпа. На третьей стадии ученик уже может управлять временем и попаданием в темп и метроном на небольших промежутках времени (примерно до четырех тактов). На четвертой стадии ученик свободен играть с метрономом и без, точно работает с ритмическими фигурами, умеет слышать мелкую пульсацию как в собственной игре, так и в игре партнеров в ансамбле.

Примерно в такой последовательности происходят улучшения. Раз за разом налаживаются нейронные связи, улучшается координация и реакция, наконец, улучшается чувство ритма. Развитие чувства ритма — это буквально развитие соответствующих нейронных связей слуха, реакции и координации, что доступно абсолютно всем людям.

К примеру, очень часто человеку кажется, что у него проблема со слухом, потому что он не способен повторить услышанное хлопками или стуком. Но в то же время он оказывается способен повторить услышанное голосом, так что проблема, очевидно, сводится к неразвитости нейронных связей, координирующих слух и руки. А это уже вполне понятная и решаемая задача, с которой за время базового курса справляются все.

Чувство ритма и чувство музыкального ритма

Даже музыканты очень часто путают чувство ритма и чувство музыкального ритма. Если вы музыкант и придерживаетесь мнения, что это одно и то же, вам стоит провести на себе небольшой эксперимент. Попробуйте разделить небольшой отрезок пустого времени стуком на 5 частей, полагаясь на свое чувство ритма. Практика показывает, что музыкант справляется с этой задачей немногим лучше, чем обычный человек с обычным чувством музыкального ритма. В то же время музыкант намного лучше справится с этой задачей, если ритм потребуется не простучать, а проиграть или пропеть. Разгадка кроется в том, что для чувства музыкального ритма важна также музыкальная интонация.

Все это и порождает ошибочное мнение: «чувство ритма нельзя развить». В этом ошибочном мнении есть доля правды. Нельзя развить музыкальное чувство ритма отдельно от музыки, мелодии и гармонии. Ритм связывает и регулирует темп, акцент и продолжительность звуков, то есть определяет мелодию. Проще говоря, музыкальный ритм и чувство музыкального ритма являются основой именно музыкального образа.

Возьмём для примера метроном. Метроном не является прибором, чувствующим музыкальный ритм, и пригоден лишь для того, чтобы развивать это чувство на самой начальной стадии подобно тому, как часы, которые не являются прибором, чувствующим время, пригодны лишь для того, чтобы измерять искусственно выдуманные человеком периоды во времени (секунды, минуты, часы), что, очевидно, не составляет развитого чувства времени, а является очень небольшой его частью. При помощи метронома можно научиться безошибочно разбивать время на два равных промежутка, но в музыке сплошь и рядом две восьмые не равны четверти. Живой музыкальный ритм намного сложнее одинакового ритмичного чередования. Именно поэтому музыкальный ритм намного интереснее немузыкального, а чувство музыкального ритма интересует людей куда больше, чем умение безошибочно поделить минуту надвое.

Ритм — это движение

Физиологической основой как чувства музыкального ритма, так и чувства ритма вообще является наша способность двигаться, а точнее двигаться так, чтобы повторение и скорость действий были одинаковыми.  В тот момент, когда качество действий начинает зависеть от одинаковости действий, например, при освоении ходьбы малышом, и возникает чувство ритма.

Развитие музыкального чувства ритма невозможно без освоения способности делать ритмичные движения под музыку: дирижировать, хлопать (двигаться) или проговаривать ритм. Музыкальное чувство ритма — умение переживать музыку телесно-двигательно, это умение чувствовать телом эмоциональную выразительность ритма. Неслучайно в латинском языке слово «motio» (от которого и происходит слово «эмоция»), обозначает как движение, так и душевное «движение», т. е. побуждение к действию.

Восприятие музыки всегда сопровождается активностью нейронных связей между слухом и движениями тела, причем эти движения не сопутствуют восприятию музыкального ритма, а являются его частью. Именно поэтому люди с развитым чувством ритма легче осваивают любые виды спорта, но в особенности — единоборства. Чувство ритма — это прежде всего координация и сосредоточенность «здесь и сейчас».

2020-06-13 18.27.38

Ритм — это речь

Чувство ритма это всегда способность чутко переживать ритм внутри себя, и потому он напрямую связан с умением видеть, слышать и говорить, а точнее вообще воспринимать информацию извне и адекватно выражать ее вовне. Музыканты совсем неслучайно слышат лучше других людей даже то, что не имеет прямого отношения к музыке. Более тонкие различия слуха, доступные музыкантам, имеют прямое отношение к нейронам речи. Эта связь ритма и речи, ритма и тонких различий слуха, закладываются уже тогда, когда ребенок начинает изучать связь слов в предложениях своих родителей. Развитие чувства ритма — это одна из основ развития слуха у детей. Именно «правильное» чувство ритма позволяет нам находить нарушения в речи другого человека. Уже поэтому существует прямая связь между изучением иностранного языка и развитием чувства музыкального ритма.

Ритм — это основа физиологии и физики

Нетрудно заметить, что мир вокруг нас ритмичен. Самые очевидные ритмы это ритм сердцебиения и ритм дыхания. Ритму подчиняются смена дня и ночи, ежегодные сезоны, движение планет Солнечной системы и самого Солнца вокруг центра Галактики. Очевидно, что все биологические циклы: сна, пищеварения, да и вообще всего, из чего состоит любое живое существо — это не более, чем приспособление к ритмам окружающего мира и их отражение в нас, что было понятно уже в глубокой древности.

Например, именно поэтому древний индийский бог Шива держит в одной из своих рук барабан. Его поклонники-шиваиты верят в то, что первый ритм этого волшебного барабана создает очередную по счёту Вселенную, а последний ее разрушает. Иными словами, они верят, что материальная Вселенная и все бесконечное многообразие Вселенных это ничто иное как священный Ритм.

Ритм — это основа любого общества

Слово «ритм» совсем неслучайно похоже на слово «ритуал». Цикличность природы заставляла людей точно соответствовать ритмам окружающего их мира. Отражением этому стало одинаковое для всех народов религиозное требование строжайше точно исполнять ритуал. Наши предки понимали, что социальная аритмия в ритмичном мире так же страшна, как аритмия сердечная. Именно поэтому ритуал являлся основой культуры (и меры культурности) в любом обществе.

В современном мире ритмы природы отступили на второе место по сравнению с ритмами социальными. Самыми большими и заметными из них являются, несомненно, циклы экономических кризисов. Но и в быту современный человек ложится спать не с заходом Солнца. Наоборот, он работает в строгом соответствии с экономическим ритмом своего общества вне зависимости от времени суток или сезона. Можно даже сказать, что он сознательно выучивается не слышать свои природные «часы», к которым, несомненно, относится и чувство ритма.

Ритм — это ответственность

Когда кто-то вываливается из ритма, распадается весь ансамбль. Поэтому мы воспитываем не только чувство ритма, но и чувство ансамбля, взаимодействие, а не просто умение попадать в пульсацию и ноты, или играть ритмические рисунки, или попадать в метроном, или делать ритмические упражнения, смещения и синкопированные рисунки. Развитие чувства ритма — это развитие скорости счета, разнообразия в мышлении, изучение более интересных музыкальных фраз. Для всего этого чувство ритма является основой, на которой надстраиваются мелодия, гармония, ритм.

©2020 Школа Ритма Льва Слепнера