ИНДИЙСКАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КОННАКОЛ

Классическая музыка Индии богата и самобытна. Это одна из древнейших мировых народных традиций, который пользуются популярностью и имеют огромную армию приверженцев сегодня. Ее создание индийские Веды приписывают самым почитаемым Богам индуистского пантеона. О том, какой должна быть музыка и все драматические представление подробно описано в древнем индуистском трактате «Натьяшастра», который считают пятыми Ведами. Основными понятиями в классической индийской музыке считаются Рага и Тала.

Рага – это мелодическая основа и лад, а Тала ритмический рисунок музыки, сочетания ритма, размера, длительности звучания и пауз.

В отличии от европейских ладов, привычных октав и квартово-квинтового круга, индийский звукоряд делит привычную нам октаву не на 12 равных полутонов, а на двадцать две неравные ступени, называемых шрути.

Так же как этнически Индия разделена на Юг и Север, классическая музыка Индии делится на северное и южное направление. На северную музыку, называемую Хиндустани, оказало влияние персидские и исламские музыкальные традиции. Южная музыка, Карнатик, древнее северное, ее питали традиции индуистских культов Юга Индии и Шри-Ланки.

Карнатик состоит из 72 раг, общих для мужчин и женщин. Звукоряд карнатика может включать 16 звуков. Но большинство ограничивается семью. Музыка Хиндустани более инструментальная, чем карнатик, который чаще написан для вокала в сопровождении индийской флейты, мритдангама, канджира, готтувадяма и скрипки.

Индийская музыка обеих направлений обязательно предусматривает вокальную и инструментальную импровизацию.

В Карнатике есть понятие «Коннакол». Слово переводится с томилького как управление декламацией. Под термином «Коннакол» понимается высокохудожественное управление музыкальной декламацией. Также в карнатике есть раздел Солкату (Solkattu), в которой пропевание слогов сопровождается отсчитыванием долей руками.

В Хиндустани ритмический вокал обязательно сопровождается инструментальными паттернами табла. Между двумя классическими стилями много общего, но коннакол более целен и интересен ритмически.

Коннакол – это вокальная имитация звуков и ритмов всех инструментов Карнатика., но чаще всего это имитация звучания мридангама. Естественно, звуки голоса человека отличаются от звуков, издаваемых ударным мридангамом, и сам коннакол стал развиваться далеко за пределами регионов, где он зародился.

Коннакол стал универсальной системой развития безупречного чувства ритма у самых разных исполнителей. Музыканты используют коннакол для понимания ритмических нюансов любых музыкальных направление. Ценность ее еще и в том, что студенты могут обучаться перкуссии не имея под рукой музыкальных инструментов. Техника коннакол позволяет работать в ансамбле, обмениваться друг с другом музыкальными идеями, а потом переносить их на свои музыкальные инструменты. Она подходит как для начинающих исполнителей, так и для опытных музыкантов, которые хотят совершенствоваться в импровизации.

Основные слоги классического коннакола пришли из древнего Санскрита: TA KA KI DE NE DI MI GI NA DUM JU. Это основополагающие слоги для развития вокальных слогов в классической индийской музыке. Но эти слоги развивались, видоизменялись. В современном коннаколе используются слоги Джати, которым сопровождались классические индийские храмовые танцы.

Сегодня также нет единой системы записи коннакола.  В индии чаще всего запись слогов производят на языке тамил, на Западе — на английском. Кроме слогов в записи используют вертикальные линии в конце такта и подчеркивания, означающие увеличение темпа.

На Западе коннакол стал популярен среди музыкантов, особенно среди джазменов, с 70-х годов 20-го века, тогда же появились первые публикации в западной музыкальной литературе о стиле коннакол.

Главная ценность коннакола— возможность развивать чувства ритма, легко осваивать любые по сложности ритмические рисунки. В коннаколе инструментом обучения ритму является голос, которым произносят специальные слоги. После освоения ритмических рисунков голосом, воспроизвести их на музыкальном инструменте не составит сложности.

Коннакол универсален, он подходит даже детям. Он довольно часто входит в программы музыкальных учебных заведений Европы и Америки, позволяя студентам уверенно осваивать любые  музыкальные размеры.

Источники:

  • Индийская ритмическая традиция Коннакол (А.Липатов — http://lipatov.pro/2017/10/12/konnakol/)
Статьи